Тема «=Личный опыт одного сезона, в водомоторном деле=»

Оборудование лодок и катеров. Навигаторы. Эхолоты. Средства безопасности. Прицепы.
apanavichus
Аватара пользователя
Зеленоградск
Стаж: 3 г 7 м 6 дн
Сообщения: 33
Добрый день, уважаемые коллеги.

Хочу поделится своим водомоторным опытом, длинною в год на прекрасной территории Калининградской области.
Рассказ длинный, но надеюсь кто-то из таких же начинающих, почерпнет для себя что-то интересное и нужное.



Предыстория:

Летом 2022 года загорелся водомоторной темой. Началось все с желания покататься с женой, по красивому Калининградскому заливу, да на закате-восходе. До этого вообще никакого опыта с лодками не было. Хотел по-простому взять в лодку с веслами и покататься. Но благо, друг отговорил от этого занятия, убедив, что кататься по заливу на веслах, не лучшая идея, надо обязательно мотор, хоть какой-нибудь. Начал мониторить объявления лодок с моторами, присмотрел себе комплект 2,9 НДНД и мотор в 5 сил, благо такие комплекты были от 50 тысяч рублей и таких комплектов большой выбор. Планировал кататься вдвоем-троем. С супругой и иногда с сыном.
Хорошо, что перед покупкой начал курить форумы и паблики по теме. Благодаря этому не сделал ошибки новичка и не стал брать такую маленькую лодку, к тому же, как оказалось, не приспособленную к заливам и морю. Так же на местном водномоторном форуме, попросил за ящик пива научить основам безопасности и управлению лодкой на практике, на просьбу откликнулся добрый и знающий учитель Пётр, в итоге за день он на своей лодке научил меня очень многому. До этого опыта было ноль, только изучение форумов в течении нескольких месяцев, а за день практики узнал много новых мелочей и несколько важных вещей, о которых за три месяца изучения форумов даже не знал, так что практику с мудрым водомоторником, настоятельно рекомендую.

Реальный опыт:

Рассматривал лодки Kitt Boats 3,6-3,9 НДНД, но в итоге купил б/у Ротан 3,8 НДНД, в комплекте с новым ходовым тентом "Пуля". Хотел именно НДНД, из-за лёгкости сборки и комплекта, плюс удобно на полу сидеть. Покупал через авито, частный продавец из Питера, уговорил взять в довесок и мотор в 5 лошадок, за 20 тысяч рублей, старый финский 1981 года, но как уверял продавец - "рабочий и безотказный". Рискнул взять, как будущий запасной и просто на первое время. Лодка - огонь, большой кокпит 285х80, а диаметр баллонов в 52см — это огромный плюс. Грузоподъемность - 800кг, больше и добавить нечего. Хотел небольшую плоскую "баржу", чтобы можно было и вчетвером ездить или вдвоем на дальние расстояния с множеством вещей. Скорость в приоритете не стояла, в приоритете стояло возможность выйти в спокойное море и заливы. Сам с женой не рыбак. Лодка нужна была только для путешествий и покатушек. Так же важной составляющей была мобильность и удобство в одно лицо собирать-разбирать комплект в любом месте, и чтобы все это влазило в универсал с учетом двоих пассажиров и водителя. Лодка, шкура весом около 41-42 кг, это практически предел для одного, чтобы заносить в подвал/машину и собирать. Больший вес уже было бы сложно одному носить/грузить. Мотор ожиданий не оправдал, но чудеса случаются и продавец вернул за него деньги, причем мотор остался у меня, так как ввезти в Калининградскую область можно все, а вывезти нельзя практически ничего, моторы точно нельзя. Ввиду насыщенных событий - похороны, свадьба, ремонт квартиры и машины, и конечно СВО, из-за которого потерял половину дохода - с мотором решил повременить и накопить денег уже на нормальный, а на первый сезон попробовать разные моторы в аренду. Благо в области есть один очень хороший частник, который дает моторы и лодки в аренду. Сезон получилось благополучно откататься на арендованных моторах, услуга не очень дешевая, но был приятно удивлен моторами и сервисом, все четко, ни разу не подвели моторы. Выдавалась так же уже подготовленная смесь в баках и воронка. В общем взял мотор, нужное количество полных баков и поехал. В Питере и Москве, вообще раздолье для аренды лодок и моторов, и цены дешевле и выбор большой. Для начинающих я бы сначала порекомендовал взять в аренду мотор и лодку, чтобы потом было проще определится с покупкой.




С лодкой мне комплектом продали ещё съемные колеса на транец, которые ни разу не использовал, вместо этих колес гораздо удобнее использовать небольшой аккумулятор. Ходовой тент, тоже ни разу использовал и похоже понял, почему у продавца он был новый и ни разу не использованный))) Тент сам по себе хороший из двух частей, можно отдельно ставить на нос как козырек, а можно ставить полностью на всю лодку. Брал с собою его несколько раз, но так и не пригодился. Летом думал будет от солнца защищать, но оказалась от солнца проще всего окунуться из лодки или опустить ноги в воду. А тент загораживает обзор, неудобно гребсти веслами, затрудняет выход с лодки, просто окунуть ноги в воду - тоже мешает. От дождя, тоже как-то не пригодился, как-то уныло смотреть в окошко и плавать под дождем, был бы я ещё рыбак, может бы и пригодился во время дождливой рыбалки, а так не особо нужен. В общем тент к покупке не рекомендую, если не рыбак. Правда всё ещё надеюсь, что он мне как-нибудь пригодится.

Ещё купил на озоне якорь-парашют, тоже как оказалось зря. Ни разу его не использовал и даже перестал его брать с собой. На заливах приятно продрейфовать на волнах и ничего страшного, что может отнести к берегу или куда-то ещё, а на речках он и вовсе не нужен. Опять же для рыбалки он, наверное нужен, но для покатушек не пригодился, катаюсь вообще без якорей.
Много прочитал про материал для коврика в лодку, много выбирал пробовал - но в итоге заказал лист ЕВА на озоне за 2900 руб и сам вырезал из него коврик. Обшивать ниткой края смысла не увидел, нитки будут мокрые, да и края коврика все равно заходят под баллоны. Коврик из ЕВА - горячо рекомендую, вещь удобная и полезная, особенно на НДНД, что важно - данный коврик лишний раз зачищает надувное дно не только от острых предметов, но и от перегрева на солнце, если вытащить лодку на берег. При транспортировке, скручиваю в рулон и надеваю тканевые жгуты, место данный рулон, занимает прилично, но и кокпит в лодке не маленький. Так же данный коврик очень удобно мыть и вытряхивать от мусора/грязи.
Из необходимого купил ещё три жилета по 1450 руб, конец Александрова за 1000 руб, так же необходимо озаботится швартовочной веревкой.
Да ещё, обязательно рекомендую купить хороший электро-насос. Я купил на Авито, почти новый Toyama GP-80S, всего за 3500 рублей, плюс 400 руб за пересылку из Москвы. Ножным насосом Bravo, прилагаемым в комплекте с лодкой, я даже не пытался накачивать лодку. А с электрическим насосом, полностью лодку надуваю лодку за 15 минут. Как раз и насос можно использовать не дольше 15 минут, потом ему надо дать пол часа остыть. Насос удачный, двухступенчатый, это важно, есть манометр, что очень удобно и нужно. В планах прикупить недорогой аккумулятор для насоса, тысячи за две, чтобы можно было накачивать на любом берегу, куда и машина не заедет.
Ещё из полезного и рекомендуемого - купил за 700 рублей, лёгкий зеленый тент 3х6 метра, 270 г/м2, с люверсами, покупал в магазине. В авито полно объявлений на подобную тему как Б/У так и новых. Б/У не рекомендую, так как это бывшие рекламные баннеры, поэтому плотнее и тяжелее. Тент использую как подстилку для накачивания и складывания лодки. Очень удобно на нём накачивать и сворачивать лодку, не пачкаешься, все чисто, удобно на коленях работать вокруг лодки. Раскладывать шмурдяк с машины удобно на него. Так же удобно его складывать и брать с собой в ночные походы. Я кидаю его сложенным под бензобак, так он места не занимает. В походах им очень удобно накрываться при дожде, или на ночь укрывать им лодку с вещами. И не занимает столько места как ходовой тент и более универсальный, соответственно и пользы приносит больше.


Скамейки к лодке вообще не использую, борта большие - мне на них удобней сидеть, да и мягче. А жена всегда на носу полулежа лежит, подкладывает для удобства небольшие подушечки, пледы. Другие пассажиры, так же удобно на баллонах сидят, а в центр лодки удобно всякий походный шмурдяк складывать. А ведь хотел ещё покупать мягкие накладки на скамейки, выбирал уже с сумкой или без. Ещё подумывал о кресле в лодку. А как оказалось - все эти кресла, скамейки, сумки, накладки - вообще не нужны, только занимают лишнее место и время, гораздо удобнее иметь большие борта у лодки.


Сборка и спуск на воду, совсем не напряжные, как и обратная последовательность. С момента выхода из машины и до отплытия на лодке - проходит пол часа, то же время занимает и упаковка комплекта в машину. И это я не тороплюсь, почти половину этого времени занимает выгрузка множества вещей/продуктов. НДНД – замечательное изобретение, но БЕРЕГИТЕ дно от жары, особенно нельзя оставлять на солнце без воды. Особенно нельзя хранить/сушить вверх дном на солнце, даже за 5-10 минут, дно может разойтись.
Для заливов и моря нужен ещё свисток, пиротехнические сигнальные средства и компас. Вроде на нерегестратах, МЧС все это не проверяет, но личная безопасность важна, туманы накатывают за пол часа такие, что и берега в трех метрах не видно. Вообще у меня с МЧС проблем вообще не было. Они следили только за надетыми спасательными жилетами, больше ничего не спрашивали. А так к МЧС, смело обращался по поводу где и как лучше проехать, где быть осторожным и т.п. На все отвечали обстоятельно и доброжелательно, спасибо им за это.
За сезон получилось покататься всего 8 раз, из них три раза были путешествия с ночевками по 2-4 дня и 5 однодневных прогулок. Жалею, что в октябре/ноябре так и не покатался, то работа, то погода, то прогулки по Питеру. Думаю, если был бы свой мотор, то количество поездок увеличилось бы вполовину, так как иногда не брал мотор в аренду из-за плохих прогнозов погоды, а потом оказывалось, что можно было бы и покататься. В этом плане свой мотор удобнее, бросил в машину комплект и не волнуешься, будет погода или не будет, как говорится лежит - хлеба не просит.
В среднем за день проезжал около 50 км, но расстояние было не главное. Главное - отдых, пикники, разведка интересных мест и наслаждение красотой водных путей. И все это весьма удалось. Жена, дети, друзья все в восторге от поездок на лодке.

По моторам:

Сначала брал Mercury 5 лошадей. Одного, меня этот мотор выводил на глисс, но очень неудобно, лодку грозило перевернуть, надо брать удлинитель румпеля, чтобы было удобно. Вдвоём с женой (я вешу под 90кг, жена не больше 50кг), этот мотор разгонял до 19 км, на глисс выйти не получалось. Втроем с женой и ребёнком (ребёнок весит под 60кг), плюс вещей под 30кг, этот мотор разгонял лодку до 17 км. Что в принципе для неспешных прогулок очень неплохо, тем более есть нюанс - жена скорость прям не любит. Одно смущало - на максимальном газе - мотор и максимально тарахтит, что немного мешало наслаждаться природой и общением. Но в целом, я даже стал задумываться о покупке именно 5-ти сильного мотора, несмотря на все советы с форумов брать не меньше 15 лошадей. Дешево и сердито, как говорится, да и обслуживание этих моторов обходится чуть ли не вполовину дешевле, на треть точно.
Но вот поехали в двухдневный поход с женой и со старшим сыном (он уже под 85кг) и вещей взяли под 100кг, и этот мотор больше 8 км, не разгонялся. Что, конечно является скучноватой скоростью. Но и тут есть нюанс - я осознано брал мотор послабее, так как это был мой первый поход с ночевкой, по участку речки Преголи, где она уже неширокая и неглубокая, но извилистая, с перекатами и мелями, плюс приличное течение (для местных поясню - маршрут от поселка Знаменска до начала реки в Черняховске и обратно), 50 км в одну сторону, ночевка и 50 км обратно. Это была середина июня и невиданная засуха за последние 50 лет и соответственно речка тоже невиданно обмелела. Так что с мотором помощнее была бы большая вероятность испортить винт или ещё чего, в этом походе. А со слабым моторчиком, получилось прям очень интересное, но неспешное веселье. Правда 100 км проехать не получилось, получилось в одну сторону проехать только около 35 км, и чуть больше в обратную сторону. Но было очень здорово, местами лодку тащили по колено в воде, где-то заносило под деревья, кустарники, весело обходили валуны и камни, течением смыло с меня и часы и браслет, с приключениями искали место под ночевку, в общем веселых эмоций получили сполна. И для такого похода 5 сил в общем-то вполне хватает. Но уже стало понятно, что на речке побольше и для залива/моря, этот мотор будет явно слабоват.

Поэтому в поход на 4-ре дня, по речкам, которые впадают в Куршский залив, я уже взял мотор Mercury в 9,8 лошадок. Сам мотор на треть дороже чем 5-ти сильный, но расходует топлива, всего на 10-12%, больше своего пятисильного брата. По весу разница всего в 6кг (20 и 26 кг). Расход у 9.8, примерно 10 литров на 50км, если ехать большей частью на полном газу (по паспорту максимум 4,5 литра в час). Мотор порадовал. Почти тот же вес, размер и расход топлива, что и у пятерки, но уже троих человек 90+80+50кг и 135кг вещей, этот мотор выводил на глисс и разгонял до 25км/ч, выход на глиссирование занимал иногда пару минут, но тем не менее 25 км/ч шли уверенно. Удивились все, в том числе и человек, который сдавал этот мотор в аренду. Вдвоем с женой (90+50кг) и без вещей этот мотор не разгонял больше 29 км/ч, но уверен, если правильно загрузить лодку, то мотор бы показал больше, а так лодка для двоих большая, да и сидим мы не на скамейках, поэтому загрузка получается кривая и лодка начинает неуверенно рыскать и клевать носом на скорости больше 27км/ч.
Четыре человека (90+80+60+50) и 40кг вещей, мотор на глиссер не вытягивал, максимально шли 17 км/ч.

Интересное наблюдение, шли втроем и полная лодка вещей (всего 355кг), но дно лодки загружено равномерно - лодка выходила на глисс и шла до 25км. А вчетвером и немного вещей (всего 320кг), но лодка загружена криво и максимально разгонялись до 17 км/ч.
Опять же, с высотой мотора вообще не заморачивался, повесил мотор и поехал. Игрался только с углом наклона. Может бы если правильно выставил мотор по высоте, то может бы ещё пару каких километров выиграл, но как говорил - жена скорость не любит, да и я как-то ровно к этому отношусь. Нам важнее музыка в дороге, чем скорость.
Как итог - мотор 9,9, уже не вижу смысла брать. Так как он значительно тяжелее, под 40 кг, таскать ещё можно, но подвешивать, снимать и т.д. уже напряжно, а спина не молодая и уже с болячками. Поэтому лодку под сорок кг, ещё можно потаскать, благо у неё есть ручки и её удобнее таскать, ну и не надо навешивать. А мотор такого же веса - уже перебор.
Да, почти все опытные водномоторники, советуют брать не меньше 9,9 мотор и лодку - чем больше, тем лучше. С этим я согласен тоже. Хочется и компанию в лодку побольше посадить, и побыстрей ехать с этой компанией. Но у меня тут все упирается в мобильность. Более большой мотор или лодка - это уже должен быть прицеп и гараж/участок для хранения всего этого. И ещё один большой минус - можно спускать лодку только на слипах или ровных берегах, что очень сильно урезает места спусков лодки.
Поэтому коплю на мотор 9,8. Как оказалось, для меня, этот мотор по весу, расходу и мощности, то что нужно. Троих тянет на глиссере (хотя арендодатель, утверждает что это мотор на двоих, а троих он обычно не выводит на глиссер), а четверых тянет на скорости 17км/ч. Что для меня и моей жены, вполне достаточно. Хочу конечно Mercury, но может придется купить Gladiatora. Так же обязательно планирую купить к мотору, чехол. И хранить, и перевозить удобно, не царапается, не задевает ничего.
Думал ещё про электро-моторы, но изучив информацию, пришел к выводу, что это не для моих целей. Дальность у них совсем небольшая. В поход на несколько дней и чтобы по 50-70км в день с такими моторами съездить не получится никак.

Итоги:

В общем, первый сезон пройден и впечатления только прекрасные. Вроде и выездов было немного, но все яркие, эмоциональные и очень позитивные. Конечно, это благодаря и тому, что каждую поездку заранее продумывал, замерял по картам расстояние, подсчитывал расход топлива, определял места пикников, ночевок, заправок, магазинов. Искал по форумам описание рек/заливов и опасных мест в них. Но в первую очередь за это надо сказать спасибо Природе и Воде, бесспорно, это потрясающее сочетание.
Особо порадовало на воде, поведение встречаемых водномоторников. Почти всегда вежливое, доброжелательное, всегда готовность чем-то помочь. Всегда предупредят о топляках, опасных мелях. Особый колорит, это местные водомоторники из деревень. Любители поболтать, всегда расскажут пару баек, если не отказаться с ними выпить пару рюмок, причем наливают сами))
Встречаются конечно и гарцующие понтовщики и синие обормоты, но это скорее исключение из общей массы водомоторников.
Ну и на сезон 24 года, все ещё планирую прокатится по своему придуманному маршруту Зеленоградск(море) - Светлогорск - Балтийск(Калининградский залив) - Калининград(Преголя) - Гвардейск(Дейма) - Полесск(Куршский залив) - Зеленоградский канал. Надеюсь отпуск и хорошая погода совпадут.
В завершение хочу поблагодарить всех, кто пишет и делится своим опытом в водомоторном деле. Реально, чтение про такой опыт помог мне избежать некоторых ошибок и влиться в новое для себя хобби с минимум затрат по деньгам и времени.







Кошара
Аватара пользователя
Калининград
Стаж: 5 лет 5 м 9 дн
Сообщения: 315
Очень приятный отчет :write:
Читается легко, на одном дыхании :good:
Пусть и дальше природа и водомоторика увлекают и радуют вашу семью!
:friends:
aZimut eVerest 405 + suZuki DF9.9BS
:speedboat:

ATN
Аватара пользователя
Стаж: 8 лет 8 м 14 дн
Сообщения: 1290
Белая зависть. Много лет собираюсь пройти водными маршрутами по области.

apanavichus
Аватара пользователя
Зеленоградск
Стаж: 3 г 7 м 6 дн
Сообщения: 33
ATN, 17 ноя 2023 10:52 писал(а):Белая зависть. Много лет собираюсь пройти водными маршрутами по области.


Дерзайте, все не так сложно как кажется, главное запланировать.
Я для этого отчет и выложил, чтобы показать, что это каждому под силу.
Есть аренда, есть совместные походы и т. д.

ATN
Аватара пользователя
Стаж: 8 лет 8 м 14 дн
Сообщения: 1290
apanavichus, Сегодня, 12:26 писал(а):главное запланировать

Вот тут я прослезился

Кто сейчас на сайте

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] гости: 1