Тема «Пионерский -(до 1947 г. Нойкурен, Neukuhren)»

Всё о наших будущих и состоявшихся путешествиях
Сергей Пионер
Аватара пользователя
Пионерский
Стаж: 9 лет 1 м 7 дн
Сообщения: 771
Нойкурен



До 1837 г. Нойкурен представлял собой небольшую рыбацкую деревушку. В ее названии можно усматривать следы заселения этих берегов куршами, которые расселялись по побережью Балтийского моря от Рижского залива до Замланда. О заселении данной территории в древности свидетельствует наличие многочисленных памятников археологии различных периодов: курганы эпохи бронзы у пос. Заостровье, могильник II–VIII вв. "Доброе", на котором было найдено святилище конца III тыс. до н. э., селище VII–XII вв. в черте города, городище "Хелле" X–XIII вв. к востоку от города, на мысу при впадении ручья в речку Забаву и др. (обследованы В. И. Кулаковым в 1975 г.).

Это местечко потеряло почти всех своих обитателей в 1709 г. вследствие чумы. Уже в конце ХVIII в. в Нойкурене снова насчитывалось 107 относительно небогатых жителей, проживавших в 16 домах, а в 1858 г. в деревне имелось 39 домов и 140 жителей. Быстрое развитие Нойкурена от рыбацкой деревни до популярного места отдыха было вызвано прежде всего основанием в 1816 г. курорта в Кранце. Многие Кёнигсбергские семьи стали посещать удобно расположенный Нойкурен. Прибытие отдыхающих позволило жителям деревни завышать плату за наем, из-за чего многие из них быстро приобрели печальную славу жадных и грубых лентяев. Поскольку в Нойкурене тогда не было колодцев (воду получали из цистерн), то необходимо было также отдельно договариваться о ее покупке, что дополнительно повышало цену проживания.

Курхаус. Начало XX в.

Тем не менее, удобное расположение и красивые окрестности привлекали все большее число состоятельных Кёнигсбержцев, предпочитавших отдыхать летом в Нойкурене. Известность курорта быстро росла. К рыбацким хижинам, в которых останавливались в первые годы отдыхающие, постепенно прибавлялись виллы, пансионаты и современные отели.

Например, фирма Дугласа по добыче янтаря построила там четыре здания, в одном из которых даже можно было пользоваться теплым бассейном. Позднее известными владельцами домов были некие Пёльцер и Рихтер (последний превратил один из домов — рихтерский гостевой дом — в центральное место всей нойкуренской курортной жизни). В 1849 г. был построен первый гостевой дом.



В первые десятилетия устройство купален было примитивным: они представляли собой канаты, уходившие в море (более чем на 10 м), и целый ряд соломенных беседок на пляже. Когда беседки сгорели в 1860 г., Пёльцер построил общественную купальню, посещение которой стоило один серебряный грош 3. Заведение имело успех.

Все сообщество курортников Нойкурена состояло из семей, которые были между собой хорошо знакомы по жизни в Кёнигсберге. Среди постоянных гостей можно было обнаружить семьи, позднее переселившиеся в Раушен — им на смену прибыли другие. Для управления всей этой "индустрией развлечений" ежегодно избирался специальный комитет. Также каждый год к гимну Нойкурена добавляли новый куплет, а дамами вышивалось знамя с надписью "Виват, Нойкурен!" Доход ежегодного аукциона подаренных вещей расходовался на благоустройство местечка.

Однако самым популярным местом проведения мероприятий было старое, ставшее достопримечательностью, грушевое дерево рядом с рихтерским гостевым домом. Под ним танцевали каждый вечер, а некоторые пары соединились тут на всю жизнь; вбитый в дерево обручальный гвоздь был предвестником счастья в браке. На дереве также прикреплялись ежедневные объявления, после чего они оглашались двумя музыкантами из курортной капеллы. Тщательно ухоженное грушевое дерево все же иссохло от старости, а в 1905 г. оно сгорело вместе с гостевым домом. Остатки дерева были проданы с аукциона и принесли ощутимый доход; взамен старого в 1907 г. было высажено новое грушевое дерево.



Нойкурен в первой половине ХХ в.

Путешествие в Нойкурен до постройки железной дороги на Замланде было очень обременительным. На поездку из Кёнигсберга на машине, загруженной мебелью и предметами для домашнего хозяйства, чаще всего нужно было потратить целый день. Открытие в 1899 г. железнодорожной ветки Кёнигсберг—Нойкурен—Варникен (совр. пос. Лесное Светлогорского муниципального района) послужило причиной резкого увеличения количества отдыхающих в Нойкурене. Например, в 1926 г. таковых насчитывалось до 5 тысяч за сезон.

Непосредственно после открытия обеих железнодорожных веток (вторая — до Кранца — была построена в 1907 г.) рост посещения Нойкурена отдыхающими стал еще более заметным. Вскоре появились новые загородные дома и гостевые дворы. Самый крупный из них — Штрандотель ("Отель на побережье") — после строительства сгорел, от него сохранился только Штрандхалле ("Зал на побережье"). Также и рихтерский гостевой дом сгорел в 1905 г., но уже через полгода община приобрела участок рядом с садами, чтобы на этой площади до весны 1907 г. возвести курхаус, который позднее приобрел славу одного из красивейших зданий Замланда. Община и меценаты, покровительствовавшие курорту, несли расходы совместно.






К сожалению, в 1920-х гг., в силу изменившейся политической и экономической ситуации, курхаус оказался малодоходным для Нойкуренской общины.

Среди прочих общественно значимых сооружений Нойкурена необходимо назвать заложенную в 1913 г. газовую станцию и водопровод. Прежде в летние месяцы богослужение проводили в зале курхауса или в его садовых сооружениях; позже Кёнигсбергские пасторы читали проповеди каждое второе воскресенье летом в курхаусе, а зимой в Доме императрицы Августы Виктории (Kaiserin-Auguste-Viktoria-Heim, см. ниже). Стремление к отделению от основной церкви Санкт-Лоренца (совр. пос. Сальское Зеленоградского района) было ярко выражено: в Нойкурене было предусмотрено строительство церкви и даже определено место для нее, но Первая мировая война нарушила эти планы.



Активную деятельность по улучшению ландшафта Нойкурена проводило совместно с администрацией общины общество ландшафтных дизайнеров. Оно ухаживало за сооружениями Зееберга (плато на высоте 22 м над уровнем моря с крутым обрывом к пляжу и уединенными местами для отдыха). Ландшафтным дизайнерам Нойкурен обязан также приобретением в 1919 г. небольшого соснового леса, который был объявлен заповедным памятником природы. Общество инициировало принятие местных регламентов, по которым всем домам предписывалось иметь палисадник и определялся порядок охраны старых древесных посадок, — все это должно было сохранить характер города-сада.



Среди частных зданий Нойкурена особое место занимал Дом императрицы Августы Виктории, расположенный в центре парка-сада (с 1910 г. здесь действовал союз помощи больным детям). Позднее в нем обучали местную молодежь навыкам домашнего труда, а в 1921 г. там проводились первые курсы народной высшей школы для девушек.

В районе вокзала по направлению к берегу моря вскоре выросла целая колония вилл. Среди отелей выделялся Курхаус с морским аквариумом, включавшим 34 отдельных аквариума с морскими растениями, рыбами и животными. Кроме того, в Нойкурене в 1926 г. было еще пять отелей и четыре пансионата, а в 1935 г. — шесть пансионатов и столько же отелей. Среди известных архитекторов, работавших в Нойкурене и его окрестностях, — К. Фрик, М. Шёнвальд и др.

Несмотря на бурное развитие Нойкурена как курорта, он сохранял рыбацкую специализацию, хотя замландское побережье не всегда благоприятствовало рыболовству. Например, в течение 1886–1896 гг. нойкуренцы потеряли вследствие штормов один пароход, одно парусное судно, четыре лососевых бота, 32 рыбацкие лодки и четыре иных транспортных средства.

Когда в 1890-х гг. начали планировать возведение защитного порта-убежища на замландском побережье, выбор пал на Нойкурен. Тут были выстроены два мола длиной от 300 до 400 м. В то время этот маленький рыболовецкий порт был единственным на морском побережье от Пиллау через Брюстерорт (совр. мыс Таран в районе пос. Донского) до Мемеля (совр. Клайпеда, Литва). Глубина гавани составляла 3,5 м и была пригодна для малых пароходов. К сожалению, введенный в 1904 г. в эксплуатацию порт оказался опасен для захода судов при сильном ветре. Пришлось вложить дополнительные средства для оборудования порта в безопасное убежище для судов. Несмотря на свои недостатки, порт все же оказал большую поддержку морскому рыболовству. Кроме прочего, к нему было приписано двадцать моторных лодок, которые в иные годы имели весьма прибыльный улов.



Рядом с нойкуренским ущельем Хайнрихсшлухт находились янтароносная жила и карьер по добыче янтаря. На его отвалах были построены здания портового строительного ведомства, а в 1921 г. появилось семь сдвоенных домов рыбацких колонистов.

Значительным предприятием для защиты морского берега Нойкурена стало начатое в 1906 г. строительство пятнадцати длинных бун (волнорезов) — двенадцать из них должны были содержаться государством, а три — общиной. Буны благоприятно повлияли на расширение пляжной полосы, которая достигла ширины примерно 100 м и оказалась самой широкой на всем замландском побережье. К достоинствам Нойкурена относились также красивый вид на гавань, много игровых и теннисных площадок, природный заповедник в долине Лососевого ручья. Из-за превосходной минеральной воды курорт особенно ценили больные сахарным диабетом, а морские купания и спокойная тихая жизнь в этом небольшом курортном городке прописывались врачами людям, страдающим нервными заболеваниями.

Если число жителей Нойкурена еще в 1895 г. ограничивалось лишь 200 человеками, то в 1919 г. оно возросло до 697, а в 1921 г. — до 900. Число курортников увеличилось с 820 в 1890 г. до 1791 в 1900 г., составляя далее 3089 в 1909 г., 4600 в 1912 г., а в 1921 г. было уже около 5000 человек отдыхающих. За этими скупыми цифрами — повседневная жизнь многих восточнопрусских семей, которые осваивали в первой четверти ХХ в. побережье Замланда. Среди тех, кто поселился на взморье, был немецкий композитор Герберт Бруст (1900–1968).



В 1935 г. на окраине поселка выстроили наземный аэродром, чьи вспомогательные службы растянулись от Нойкурена до Рантау (в черте совр. города Пионерского). Казарменные здания аэродрома использовались как место расквартирования полка военной авиации, здесь же размещалась школа пилотов.



Все эти изменения в жизни прежней тихой рыбацкой деревушки привели к тому, что количество местных жителей увеличилось с 1030 человек в 1935 г. до 3 тыс. — в 1942 г. Нойкурен относился к району Замланд правительственного округа Кёнигсберг.

_____________________________________________________________________________

Нойкурен в конце Второй мировой войны.



Деревянный променад

Нойкурен был захвачен частями 292-го и 576-го стрелковых полков 115-й дивизии (генерал-майор А. П. Блинов) днем 14 апреля 1945 г. Город обороняла отступившая к Нойкурену 551-я пехотная дивизия вермахта. Однако в результате умелых действий личного состава 115-й дивизии при минимальных потерях (все девять дивизий 2-й гвардейской армии потеряли за 14 апреля 94 убитыми) только в одном Нойкурене было взято в плен более 500 немецких солдат и офицеров. В тот же день частями 292-го полка был взят и город Раушен. Образцовые действия 115-й Холмской Краснознаменной дивизии стали примером прорыва подготовленной обороны противника и стали предметом изучения в военной науке.

В современном Пионерском увековечены имена героев войны, сражавшихся в небе над Балтикой. Среди них Н. Ф. Афанасьев, Э. Г. Гептнер, А. Я. Ефремов, П. А. Колесник, В. А. Меркулов, А. И. Рензаев, С. И. Смольков, П. Ф. Стрелецкий, А. П. Чернышев, И. Г. Шаманов и др.



Пионерский

Начало советской истории поселка.

Курорт Нойкурен незначительно пострадал в ходе боевых действий. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июня 1947 г. "Об образовании сельских Советов, городов и рабочих поселков в Калининградской области" и от 25 июля 1947 г. "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области" было закреплено его переименование в "курортный поселок Пионерский", который вошел в состав Приморского района. Городом Пионерский станет спустя пять лет, хотя облисполком уже в августе 1950 г. "в связи со значительным развитием хозяйства и увеличением населения в курортном поселке" обращался в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой отнести Пионерский к числу городов районного подчинения.



А пока, в 1947 г., Пионерский — поселок, пусть и курортный. Поэтому в нем создается Пионерский поселковый Совет, находившийся в подчинении Приморского райсовета. Первостепенной задачей органов местной власти было налаживание городского хозяйства. И хотя с осени 1946 г. здесь уже работает детский (первоначально костно-туберкулезный) санаторий Министерства здравоохранения РСФСР (предположительно, именно его "детский" профиль и определил выбор названия поселка), о каком-либо ином развитии курортной темы речь не шла.

По состоянию на 1 сентября 1947 г. в поселке проживало 828 человек (из них 557 человек — старше 18 лет). Существовали железнодорожная станция и незамерзающая гавань, работал (с июля 1945 г.) рыбообрабатывающий завод. Значилось 139 жилых домов.

В 1947 г. из состава рыбообрабатывающего завода в самостоятельное предприятие было выделено Управление тралового флота (УТФ) — предприятие, на долгие годы определившее жизнь Пионерского и его жителей. Одновременно с ним на месте гавани был создан морской порт, строительство объектов которого развернулось в 1948 г.

Основной задачей УТФ был лов рыбы. В 1948 г. предприятие располагало 61 судном-тральщиком, на нем работало 456 человек. Успехи не заставили себя ждать — улов за первый год существования УТФ составил 40 тыс. центнеров. В 1951 г. флот предприятия пополнился средними рыболовными траулерами, на которых осуществлялся выход в воды Атлантики.

Таким образом, у Пионерского, помимо курортного предназначения, появилось еще одно — стать городом рыбаков.



Новый советский город рыбаков.

Значимое событие для городской истории произошло 26 декабря 1952 г., когда курортный поселок Пионерский был преобразован в город районного подчинения, по-прежнему находившийся в составе Приморского района. В 1953 г. состоялись первые выборы в городской Совет депутатов трудящихся — в результате был избран Пионерский горисполком в составе 9 человек.

Жизнь горожан тех лет осложняли недостаток воды (проблема водоснабжения была снята лишь к 1955 г.) и электроэнергии, фактическое отсутствие торгующих организаций, изношенность жилищного фонда и т. д. В первой половине 1950-х гг. в городе появились конторы горводоканала и благоустройства, были открыты начальная школа, баня, детский сад на 100 мест, построено более 50 домов. Осуществлены радиофикация города и реконструкция электросетей, запущены две артезианские скважины; полным ходом шли работы по обустройству рыбного порта. А единственными торговыми точками в городе еще долгое время оставались магазины Пионерского рыбкоопа. Сеть учреждений здравоохранения к середине 1950-х гг. состояла из врачебного пункта, СЭС и открывшейся еще в марте 1948 г. больницы на 15 коек с родильным отделением.

В 1954 г. произошло слияние Управления тралового флота с рыбообрабатывающим заводом и портом в одно предприятие. В середине 50-х были освоены новые районы Северо-Западной и Средней Атлантики, где суда, приписанные к порту Пионерскому, начали вести круглогодовой промысел рыбы. Так крепло градообразующее предприятие Пионерского; одновременно развивался и город.



К концу 1950-х гг. в нем имелось все для вполне комфортного проживания: больница, средняя, вечерняя и заочная школы, три детских сада, детские ясли, две библиотеки, гостиница, шло строительство столовой и ресторана. Отдых горожан обеспечивал Дом культуры моряков со зрительным и танцевальным залами. Были отремонтированы автодороги Зеленоградск—Романово—Пионерский и Светлогорск—Пионерский. Была налажена транспортная связь и с областным центром.

По данным Всероссийской переписи населения 1959 г., в Пионерском проживало уже 7,6 тыс. человек. В начале 1960-х гг. город заметно похорошел: был благоустроен парк, разбиты цветники, высажено большое количество зеленых насаждений. По санитарному состоянию Пионерский выходил на первое место среди городов Зеленоградской зоны.

А о том, что это город-труженик, говорила появившаяся в это время Доска почета. К слову сказать, в одном только 1958 г. трое работников Управления тралового флота — капитан среднего рыболовного траулера № 4324 В. М. Быков, траловый мастер рыболовного траулера "Пулонга" П. Е. Гаворин и капитан среднего рыболовного траулера № 4432 Д. И. Марков — были награждены орденом Ленина, еще 9 человек — орденом Трудового Красного Знамени. И, наконец, капитан СРТ-4410 Управления тралового флота Н. И. Сизов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В 1963 г. Управление тралового флота переименовано в Пионерскую базу океанического рыболовного флота (ПБОРФ). База на момент создания располагала промысловым флотом в составе 75 судов, ее улов в 1963 г. составил 613 тыс. центнеров, а численность работников — 1787 человек.
На таких СРТ ходили наши отцы. Отчаянные парни.

Потом пошли СРТМ и СРТМ-К

Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР "Об укрупнении районов Калининградской области" от 1 февраля 1963 г., Пионерский горсовет был передан в подчинение Зеленоградскому горсовету. А через два года, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 г., — в подчинение Светлогорскому горсовету. Все последующие десятилетия советской эпохи (вплоть до 1993 г.) Пионерский будет входить в Светлогорскую курортно-промышленную зону.



Жизнь приобретала черты упорядоченности. Решением облисполкома в 1963 г. были утверждены границы города, а в 1965 г. — проект планировки Пионерского (проект детальной планировки будет утвержден в 1971 г.). В документе предлагалось разделение города на южный жилой район, где бы проживала большая часть населения, и центрально-курортный, с организацией жилых районов и микрорайонов. План определял рост численности населения города на перспективу до 20 тыс. человек. Площадь города на тот момент составляла 7 кв. км.

В шестидесятых много внимания уделялось развитию социальной сферы и улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В эти годы открылись городской Дом культуры и музыкальная школа; новый магазин "Кулинария и полуфабрикаты", был введен в строй после реконструкции Межрейсовый дом отдыха рыбаков, при больнице был организован пункт "Скорой медицинской помощи"; сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка "Калининград—Пионерский курорт", газифицирован ряд домов. Открываются новые торговые павильоны для продажи овощей, соков, мороженого. Торгующей организации города — рыбкоопу — в 1966 г. присуждается переходящее Красное знамя республиканской потребкооперации. Проблем со снабжением населения товарами к этому времени уже нет.

К середине 1960-х гг. улучшилось и бытовое обслуживание населения. Комбинат бытового обслуживания мог предложить жителям услуги ателье, парикмахерской, часовой и сапожной мастерских, фотографии. Численность населения Пионерского на 1 января



1965 г. составила 8,8 тыс. человек.

Несмотря на наличие детского ортопедического санатория, бывшего одним из крупнейших учреждений страны своего профиля (в котором провел много операций известный хирург М. Б. Дрибинский), Пионерский очень мало общего имел с тем, что принято понимать под словом "курорт". Конечно, здесь всегда были широкий пляж и море. Но еще располагались пограничники, несколько воинских частей, школа авиационных механиков (позднее — школа младших авиационных специалистов). И даже выход в 1971 г. постановления Совета Министров РСФСР о присвоении Пионерскому статуса курорта республиканского значения слабо повлиял на формирование здесь условий для организованного отдыха. Пионерский, конечно, продолжал обустраиваться, но это было развитие социальной и культурно-бытовой инфраструктуры скорее города рыбаков и военных, чем курорта. А инфраструктура действительно быстро развивалась. В начале 1970-х гг. были построены новая больница на 120 мест, оснащенная современным медицинским оборудованием, аптека, кинотеатр "Маяк", пункт ремонта сложной бытовой техники, завершено строительство нового здания музыкальной школы. Из "курортных" мероприятий можно назвать обустройство пляжа, строительство танцплощадки, открытие городского парка, появление детских аттракционов, активное озеленение города. Так, в 1973 г. было высажено 2 тыс. тюльпанов, в 1978 — более 10 тыс. цветов и 2 тыс. деревьев.

И все же главные достижения пионерцев были связаны с развитием рыболовства. В 1970-х гг. славная трудовыми подвигами Пионерская база океанического флота становится известной далеко за пределами области. На тот период она была крупнейшим рыбоперерабатывающим предприятием страны, ее суда вели промысел по всей Атлантике и в некоторых районах Тихого океана. Трижды в 1977 г. ее коллективу присуждалось первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании и переходящее Красное знамя Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников пищевой промышленности.

Согласно Всероссийской переписи населения, проведенной в 1979 г., численность населения города составила 11 тыс. человек (при городской площади 7,6 кв. км).

Восьмидесятые были годами поступательного развития Пионерского. Полным ходом шло строительство объединенных очистных сооружений с биологической очисткой для трех курортных городов побережья. Было принято решение вывести из строя 30 маленьких городских котельных, построив одну, работающую на газе. Проложен водопровод протяженностью 1200 м, завершилась реконструкция любимого горожанами ресторана "Дельфин", а в 1980 г. Пионерский стал одним из пунктов маршрута 1400-мильной гонки яхт на кубок Балтийского моря (Ленинград—Таллин—Пионерский—Рига). Город становился все более привлекательным для жизни, однако городское население росло медленно: в 1989 г. в Пионерском проживало около 12 тыс. человек (при незначительном увеличении площади до 7,7 кв. км). Градообразующим предприятием оставалась Пионерская база океанического флота, которая к своему сорокалетию превратилась в крупное рыбодобывающее и рыбоперерабатывающее предприятие Западного бассейна, в который входили Ленинградская область, Литва, Латвия и Эстония. В 1987 г. ПБОРФ владела рыболовным флотом в 90 единиц, трудовой коллектив состоял из 5413 человек, объем добычи рыбы составлял 184 тыс. тонн в год, производство рыбопродукции — 123 530 тонн за год. Среди ветеранов ПБОРФ — Герои Социалистического труда А. Ф. Цыганков, Н. Я. Захаров; Д. М. Пьяных был награжден орденом Ленина, Т. М. Бойкова — орденом Трудового Красного Знамени.



Город в 1990–2000-х гг.

Городская скульптура Новое время жители города встретили попытками "самоопределиться". Сначала в 1990 г. депутатами горсовета были поставлены вопросы об изменении статуса города и о выходе Пионерского горсовета из подчинения Светлогорскому городскому Совету народных депутатов. В следующем году было принято решение "О предоставлении городу Пионерскому статуса города областного подчинения", предусматривавшее обращение в Светлогорский городской Совет с просьбой делегировать Пионерскому горсовету надлежащие полномочия, а в облисполком — с просьбой предоставить Пионерскому статус города областного подчинения. Реалии нового времени — 12 июня 1991 г. был проведен городской референдум, на котором 80 % населения проголосовали за административную самостоятельность города.

В рамках реформирования системы управления городом в 1992 г. был назначен первый глава города Пионерского — П. В. Доронин; исполком Пионерского городского Совета народных депутатов был упразднен. Городской Совет продолжал функционировать, став с 1993 г. исключительно представительным органом местного самоуправления; и в этом же году Пионерский получил самостоятельность, став городом областного подчинения. В 1996 г. был закреплен статус города как административно-территориальной единицы Калининградской области — муниципального образования "Город Пионерский".

В этот период горожане столкнулись с весьма серьезными проблемами, связанными, прежде всего, с положением на градообразующем предприятии — базе океанического рыболовного флота. В 1990-е гг. предприятие акционировалось, получив название АО "Пионерская база "Океанрыбфлот"". Но, не получая дотаций государства на ведение промышленного рыболовства в отдаленных районах промысла, предприятие становилось убыточным и вскоре распалось на ряд мелких организаций негосударственной формы собственности. Жизнь в городе замерла: появились долги по зарплате, приостановилось строительство некоторых важных для города объектов — долгожданного променада, спортивного комплекса и др.

Вместе с тем в 1990-е гг. жизнь города наполнилась событиями иной тональности. Так, еще в 1985–1992 гг. на окраине Пионерского, на "Горе Великанов" — древнейшем месте захоронения пруссов — работала Балтийская экспедиция Института археологии Академии наук СССР. Ее находки оказались очень ценными: некоторые датировались IV–V вв. до н. э. Основной массив находок был передан в Калининградский областной историко-художественный музей, а находки, которые происходили из погребений, ранее разграбленных "черными копателями", были подарены городу. Первого декабря 1993 г. состоялась презентация городского историко-археологического музея "Рантава" (по старинному названию этого места), основную часть экспозиции которого составили уникальные археологические находки.

В 2000-е гг. в Пионерском понемногу стало оживать производство. Конечно, до былых масштабов было далеко, но все же появилась надежда на преодоление депрессии в экономике. Новый импульс получило строительство маломерных судов на ООО "Пионерская судоверфь". Снова заработал порт, на базе которого было создано ЗАО "Порт". Организованное в конце 1990-х гг. на базе отдела добычи базы "Океанрыбфлота" предприятие "Фишеринг сервис" стало успешно развиваться в области производства и поставок промыслового вооружения, орудий лова, общесудового снабжения, уже в 2000-е гг. став лидером среди аналогичных производителей не только в России, но и Европе.

По данным переписи населения 2002 г., численность населения города составляла 11 816 человек. В 2004 г. муниципальное образование "Город Пионерский" было наделено статусом городского округа (подтверждено областным законом в 2009 г.). Исполнительный орган местного самоуправления отныне стал именоваться администрацией Пионерского городского округа. В 2000 г. на должность главы местного самоуправления (мэра) была избрана Р. А. Сагаева; представительным органом местного самоуправления стал Совет депутатов Пионерского городского округа (председатель — А. С. Кузин).

Несмотря на все экономические перипетии, ведущее место в промышленном секторе по-прежнему занимала пищевая отрасль: добыча, обработка и переработка рыбы, выпуск консервов, мороженой рыбопродукции. К традиционной рыбопереработке добавилось еще и производство мясной продукции. Отраслевая занятость городского населения по состоянию на 2007 г. была следующей: 8 % — пищевая, перерабатывающая промышленность, 3 % — производство орудий лова, 5 % — организация лова, 16 % — торговля и общепит, 15 % — образование, культура, 13 % — ЖКХ, 11 % — обеспечение военной безопасности, 5 % — прочее.

В 2000-е гг. стала наблюдаться положительная динамика и в сфере жилищного строительства, правда, как правило, коммерческого. За 2005–2007 гг. в муниципальном образовании "Пионерский городской округ" в эксплуатацию было введено 29 тыс. кв. м жилья. Город был обеспечен в полном объеме необходимыми мощностями по электро-, водо-, газоснабжению (сетевой природный газ) и канализации, но требовавшие реконструкции коммунальные сети по-прежнему характеризовались высокой степенью износа.

В Пионерском долгие годы велось строительство променада, выполняющего также берегоукрепительную функцию. Теперь его протяженность составляет 1,5 км.


Пионерский сегодня.

Порт, портовые сооружения

Город Пионерский, как и раньше, обладает единственным на Балтийском побережье России незамерзающим морским портом, только сегодня он уже открыт для захода иностранных судов и яхт. Более того, здесь начал осуществляться новый комплексный градостроительный проект: планируется создать марину, которая позволит обеспечить заход круизных лайнеров. Этот проект призван помочь городу стать привлекательным морским курортом, ориентированным на туризм высокого класса. Гавань Пионерского решено использовать прежде всего как туристический объект, впрочем, не в ущерб рыбопромысловому направлению.
А это мечты

Ко всему прочему, в Пионерском в 2009–2011 гг. осуществлено строительство президентской резиденции, превратившей город в объект федерального значения.

Введеная в строй скоростная трасса «Приморское кольцо», которая располагает двумя съездами в город и позволяет добираться от Калининграда до Пионерского за 20 минут.

Успешно развивающимися производствами, расположенными на территории современного Пионерского, являются: ООО «Роскон» (рыбные консервы, директор В.Д. Маруненко) и ООО «Фишеринг сервис» (орудия лова; в 2010 г. директор предприятия А. Н. Федоров награжден медалью «За заслуги в развитии рыбного хозяйства России»).

ООО «РосКон» - новейший, высокотехнологичный рыбоконсервный комплекс. Предприятие, организованное в соответствии с передовыми стандартами менеджмента, оснащенное самой современной техникой, укомплектованное штатом грамотных и опытных специалистов, по праву можно назвать предприятием нового поколения!
В составе предприятия «Фишеринг сервис» — современный высокопроизводительный цех орудий лова, механизированный складской комплекс площадью 5 тысяч кв. м, конструкторское бюро, которое оптимизирует работу существующих тралов и создает новые конструкции орудий лова.

Герб Пионерского городского округа

Геральдическое описание.

В лазоревом (синем, голубом) поле золотая лодка с таким же парусом и вымпелом, плывущая по положенному в оконечности выщербленно-изогнутому и тонко окаймленному золотом поясу. В червленой (красной) включенной главе — три золотые рыбы (лосось), обращенные головами вверх, а хвостами влево4.



История и символика герба.

В 1998 г. герб был внесен в Государственный геральдический регистр. Автор герба — Г. М. Лерман, художник — Н. И. Сахнов.

Прообразом гербу послужил эскиз довоенного герба Нойкурена с изображением катера. Утвердить его (с одновременным приобретением городского статуса) помешала война. Когда в 1990-х гг. старый эскиз был востребован, но время рыбацких катеров миновало, и сюжет герба сделали более обобщенным: рыбацкое поселение, город-порт, город-курорт на янтарном берегу. Теперь поселение обозначилось как древнее, что подчеркивается старейшей моделью рыбацкого парусника. Во главе щита три золотые рыбы. Это балтийский лосось, который был особой гордостью рыбаков Нойкурена. В свое время лосось как первый символический знак города был помещен на собственной почтовой печати Нойкурена. Преобладающие цвета герба: золото — солнца и янтаря, лазурь — моря и неба. Главная фигура герба — парусная лодка. Парус в геральдике — символ надежды. Эмблема судна под парусом у всех народов означает благополучное движение к цели.



Наши дни


Это было недавно
Никаких на небе звезд нет.
Это просто миллион дыр.
И пробивается сквозь них свет –
Это светится другой мир.
Там, за черной пеленой тьмы
Несказанной красоты сад,
Где и встретимся потом мы,
Если вдруг не попадем в ад.

Кто сейчас на сайте

Сейчас этот форум просматривают: гости: 2