Тема «Россия. Последний из «могикан»»
Сообщений: 11
• Страница 1 из 1
29 янв 2017 22:49
Россия. Последний из «могикан» (Рассказ из цикла "Шокирующая Россия") Маленький водяной божок по имени Няньгу злобно щерился из угла и грозил крошечной острогой. Никита его не особенно боялся – знал, что жители подводного царства на долганина никогда не бросятся, если он не окунётся с головой в воду. Гораздо страшнее были духи Нижнего мира, сидящие под кроватью. Время от времени они своими чёрными крючковатыми пальцами с фиолетовыми ногтями пытались схватить его. Иногда, высунувшись, нечисти разевали безгубые ямы ртов, увенчанные жёлтыми клыкастыми зубам и начинали нестерпимой, гнилой вонью дышать в лицо. С трудом сдерживая рвоту, Никита тщетно пытался разорвать крепкий олений аркан, врезавшийся петлями в руки и ноги. Вне себя от жуткого страха, из последних сил, закричал: - Дедушка Нгамсу! Шаман! Спаси! На помощь!!! Разъяренные криком обитатели Нижнего мира полезли из-под кровати. Страшные раздутые коричневые утопленники, самоубийцы с простреленными висками и оторванными нижними челюстями, преступники с выколотыми глазами – все эти духи, приносящие несчастья и болезни, стали медленно приближаться. Вдруг они расступилась и вперёд шагнул повелитель подземных сфер – великий Нга, фигурой похожий на обычного человека, он был весь покрыт густым и курчавым чёрным волосом. Светящиеся угольки глаз проникли прямо в мозг, а длинные руки стали расти и тянуться к горлу… - Де-душ-кааа !!! – взвыл Никита. Неожиданно дверь распахнулась и в полумрак комнаты шагнул самый сильный в посёлке шаман - дедушка Нгамсу. Подземные мрази в испуге разбежались и Никита облегченно расслабился. Накатила смертельная усталость, он начал проваливаться в спасительно глубокий и сладкий, как в детстве, сон. Снилось безмятежное детство, юность… * * * Его назвали Никитой в честь большого Начальника русского народа, который много хорошего сделал для долган. По решению этого Начальника, советская власть построила тундровым жителям деревянные дома, куда, в приказном порядке, переселили всех. Многие старики были недовольны и предсказывали большое горе от этого. Самые упрямые ставили рядом чумы и жили в них. А в домах жить было хорошо! Вместо коптящего светильника горела ослепительная электрическая лампочка, в самую морозную ночь было тепло от ведра угля, засыпанного в печь. Дым не разъедал глаза. Спать на полу было вольготно даже не укрываясь оленьими шкурами. Первое время шаманы пытались объяснить что новшества - специально подстроены духами Нижнего мира для того, чтобы погубить тундровый народ. Но люди смеялись над ними и не верили. Вскоре почти всех шаманов увезли куда-то строгие русские мужчины, и они больше никогда не вернулись. Жить становилось всё лучше и веселей. Одежду и обувь из оленьих шкур женщины шить перестали. Зачем нужно месяцами сидеть с иголкой, когда в магазине за шкурку песца можно купить тёплую фуфайку и ватные штаны? Очень удобной обувью оказались резиновые болотные сапоги. Своей формой они напоминали национальные сапоги-бокари но были, не в пример, удобнее: не намокали, не требовали почти ни какого ухода. Многие ходили в них даже зимой. Прокормить себя оказалось ещё легче. Крупа, мука, сахар, чай всегда были в поселковом магазине. Рыба в изобилии водилась в соседних озёрах, а добыть дикого оленя не представляло особого труда. Домашних оленей держать перестали – хлопотно, для этого надо кочевать по пастбищам. Оленьи упряжки заменил снегоход. Стоит, пить-есть не просит, а когда надо - сел и поехал. Ещё государство хорошо помогало – деньги на развитие посёлка давали, разные денежные пособия выплачивали, товары со скидкой продавали… Большая часть времени протекала в праздном созерцании жизни и поисках спиртного. С последним было трудно. Водку, одеколон и духи в посёлке продавали только по праздникам. Но, смекалистые тундровики нашли выход. Лётчики, геологи и перекупщики охотно снабжали спиртным в обмен на меха, рыбу, мясо. Чудаковатые русские давали литр водки за песцовую шкуру. Это за песца-то, даром бегающего по тундре и шкура которого ни на что не годится! Когда появлялась водка, в семье начинался праздник. «Огненную воду» обязательно разводили водой, чтобы больше было, а затем тщательно разливали на всех, не исключая грудных детей. Таков древний закон тундры - любая добыча, принесённая в дом, должна делиться поровну. На организм долган алкоголь производил странное действие – они падали с ног с самой ничтожной дозы, но уже через пару часов мучились жесточайшим похмельем. В такие минуты добродушный и покладистый народ становился хуже дикой росомахи и был способен на всё, лишь бы разжиться новой порцией водки… Уже в четырёхлетнем возрасте Никита хорошо знал изумительное чувство опьянения и боль похмелья. Вскоре его забрали из родного посёлка в интернат. Это была страшная трагедия, но таков был суровый закон, установленный большим русским Начальником: всех детей, после семи лет, забирать на учёбу. Маленькому Никитке хорошо запомнилось как жёсткие руки смеющегося, огромного русского человека вырывают его из объятий матери и забрасывают в гудящее чрево вертолёта. Долганским женщинам показывать слёзы нельзя. Сгорбившаяся фигурка матери, с прижатыми к лицу руками, быстро шагающая прочь от посадочной площадки, врезалась в память навсегда. Нельзя сказать, что в интернате было плохо. Никого особо не обижали. Большое четырехэтажное здание было наполнено такими же как и он, детьми со всех уголков тундры. Здесь были и долгане, и нганасане, и ненцы, и селькупы, и даже несколько эвенков. Всех заставляли учить русский язык потому, что на их родном языке большинство учителей не разговаривало. Тяготило ещё то, что запрещали курить, пить и кормили невкусной, непривычной пищей. Став постарше, Никита с друзьями ходил на городскую свалку охотиться на жирных бакланов и бродячих собак, чтобы разнообразить свой рацион. Совсем худо было с табаком и водкой, но выход они находили, правда, не совсем приличный, можно сказать стыдный… * * * Вздрогнув от этого воспоминания, Никита очнулся от забытья. Плохо соображая, огляделся вокруг. Он лежал в пустом доме, крепко прикрученный к кровати его же арканом, который когда-то вместе с отцом сплел неизвестно для чего, так как оленей давным-давно уже никто не держал. Вдруг, яркая картинка вчерашнего дня воскресла в памяти: … Утро было страшное. Голова гудела и вся была наполнена тикающей болью. С трудом разлепив глаза, Никита ясно понял то, что если он не найдет сегодня выпить, то обязательно умрет. Жить, в общем-то, не очень хотелось… После окончания школы он приехал в родной дом, где абсолютно не знал чем заняться. Отец несколько лет назад замёрз в тундре пьяным, а мать отравилась палёной водкой. Младшие братья и сёстры учились в интернате. Охотиться его никто не научил, да и не к чему это уже стало. Рыночная экономика, перевернувшая всю огромную страну, внесла свои коррективы в жизнь крошечного национального посёлка. Единственный магазинчик оказался в руках страшных братков-бандитов, которые без зазрения совести вздули цены и установили свою власть. Дотации и денежные пособия государство платить уже давно перестало. Рыбу в ближайших озёрах выловили почти всю. Стада дикого оленя свернули с привычных троп и обходили посёлок далеко стороной. Единственным средством к существованию был небогатый улов рыбы на дальних озёрах, который они за много километров таскали на себе, в обмен на водку и для того, чтобы расплатится за полученные в кредит снасти, сети, жалкую одежду. Численность соплеменников стремительно сокращалась… …С трудом натянув рваный ватник, Никита подпоясался оставшимся от отца долганским поясом с множеством бляшек и с тонким, длинным ножом в грубых деревянных ножнах. Ноги сами по себе привели к магазину. Робко открыв дверь, он перешагнул порог и замер на месте, униженно ловя взгляд мордатого продавца: - Мне бы… того… водки дай, ну хоть глоток! – слова с трудом выталкивались из осипшего горла. - Пошёл отсюда! В долг не даем! - Ну дай…, дай…, дай! Неожиданно из дальнего угла выскочил крошечный дух воды Няньгу и нагло бросил острогу прямо в голову. Едва удалось уклониться. Между тем, хозяин магазина лениво встал со своего кресла и тяжелыми шагами стал подходить всё ближе. Лицо у него на глазах начало обрастать шерстью, а на пальцах рук выросли огромные когти. «Так это же сам – Нга, из Нижнего мира» - испуганно ахнул Никита, в отчаянном прыжке вывернулся из-под удара страшной лапы, выхватил нож и несколько раз воткнул в волосатое брюхо… * * * Радиограмма: «…Прошу срочно изыскать возможность оплаты санитарного рейса вертолёта в посёлок Н. для срочной госпитализации двух больных. Один с проникающим ножевым ранением брюшной полости, другой с диагнозом: белая горячка. Так же необходим участковый для разбора на месте обстоятельств преступления с применением холодного оружия. Подпись. Зам. председателя поселкового совета, Е. С.… » 2000г. п-ов Таймыр.
30 янв 2017 12:07
Автору конечно виднее, но вроде бы у северных народов нет каких-то генов отвечающих за пьянство, поэтому похмельем они никогда не мучаются. А рассказ хороший.
С уважением...
30 янв 2017 13:58
Намного не так. У северных народностей отсутствует фермент, перерабатывающий и расщепляющий алкоголь. Поэтому, печень не перерабатывает этиловый спирт - продукты его распада остаются у них в крови и таким образом отравляют весь организм. Похмелье у них очень жёсткое и болезненное, поэтому и алкоголизму они подвержены гораздо в большей степени, чем другие народы. А вот русские, на генетическом уровне, лучше переносят воздействие этого яда. Это не заслуга русских и не порочность малых народов Севера - просто так природа распорядилась. В настоящее время есть много научных исследований на эту тему.
Кстати, многие представители монголоидной расы (китайцы, корейцы, индийцы) так же болезненно реагируют на алкоголь. У них тоже почти нет этого фермента.
30 янв 2017 16:25
Мельница мифов: кто на свете всех пьянее?
Взято на сайте pravda.ru Одно из самых распространенных заблуждений, относящихся к алкоголю и жителям части света, именуемой Азией, заключается в следующем: мол, все азиаты, а также индейцы совсем пить не могут. А все потому, что у них отсутствует ген, отвечающий за фермент, выводящий из организма алкоголь. Однако это не более чем миф. На самом деле он у них есть.
Игорь, прокомментируйте, пожалуйста, этот печальный рассказ. Какова дальнейшая судьба героев? Какой вывод из прочитанного следует сделать читателю?
30 янв 2017 16:55
Рассказ поучительный. Думается, что автор провёл аналогию между уничтожением индейцев у Ф. Купера с помощью огнестрельного оружия и огненной воды и уничтожением этого малого северного народа с помощью т.н. образования и благ цивилизации и той же огненной воды. Интересно, а чем же пытаются уничтожить нас -русских? Может быть тем же? Автору большое спасибо!
Делай, что можешь и будь, что будет!
30 янв 2017 21:59
Научная база, подведенная Александром под "это дело", перепугала до смерти! А я как раз намутил полный бар всяких "изысков", начиная с банальной вишневки и заканчивая "имбирем на меду" - бутылок двадцать! И что теперь с этим всем делать? Почти по Шекспиру: "Пить или не пить? Вот в чем вопрос." "
30 янв 2017 22:58
Сравнение некорректное. Индейцев именно изводили, уничтожали, отобрали земли и загнали в резервации, их численность уменьшилась. Русские (в советский период) никого не изводили, земли не отбирали. Напротив, создали благоприятные условия для жизни: бесплатное жильё, бесплатное образование, бесплатная медицина, конституционные права как у всех других граждан и даже специальные законы защищающие малые народы! У индейцев есть хоть что-то из перечисленного? Численность долган увеличилась. Википедия У англо-саксов и русских совершенно разные подходы, хотя с развалом СССР русские тоже стали понемногу оскотиниваться на манер "цивилизованного запада"...
30 янв 2017 23:06
Я просто скопировал статью из интернета, ссылка же указана. Вкратце, в статье сказано, что люди разных национальностей по разному реагируют на алкоголь. У кого-то он быстро расщепляется, у кого-то медленно, соответственно разное состояние похмелья. Тем не менее, и среди одного народа разные люди по разному реагируют на алкоголь, просто европейцы (в том числе русские), в среднем, от алкоголя не так дуреют, как азиаты, хотя тоже встречаются выдающиеся кадры
30 янв 2017 23:44
Честно говоря, меня всегда затрудняет вопрос о том, какие выводы надо делать из моих произведений. От этого я впадаю в ступор и мне живо вспоминаются школьные уроки литературы, где мы нудно раскладывали по полочкам литературные произведения, отвечая на вопросы: "А что этим хотел сказать автор?", "К чему он призывает?", "Какой вывод надо сделать из этого произведения? ". Всё это, лично меня, погружало в страшную тоску и наводило на мысль о том, что как-то неправильно изучаем мы литературу, препарируя классиков. Исключением, пожалуй, были произведения соцреализма, в которых правильные герои правильно боролись за идеалы коммунизма и упорно гнули линию КПСС. Чем хороша современная литература, так это тем, что она полностью избавлена от штампов и жёстких рамок. К примеру, почитайте Владимира Сорокина, которого за рубежом считают единственным русским современным классиком. Относительно его произведений, в высшей мере странно будет звучать вопрос о том, что он хотел ими сказать. Впрочем, я отвлёкся и сел на своего любимого конька – современная литература, такая спорная и многогранная. Всё же, отвечу на Ваш вопрос. Ничего я не хотел сказать этим рассказом. В своё время мне много доводилось бывать в национальных посёлках на Таймыре и своими глазами видеть, как вымирает и спивается местное население. Этот рассказ, просто зарисовка с натуры. Образ главного героя Никиты – собирательный. Какова его дальнейшая судьба – пусть додумывает сам читатель. Могу только предположить, что она безрадостна. Очень много вот таких парней из тундры потерялись в нашей современной жизни. Спились, замёрзли или утонули по-пьяни. В больших городах прижились только единицы. Возможно, в других регионах, другая картина. На экранах ТВ иногда мелькают бодрые и жизнерадостные представители малых народностей Севера. Всё у них хорошо. Хочется верить нашим СМИ. Датирован рассказ 2000 годом. С тех пор мне не приходилось больше встречаться с националами. Возможно, за 16 лет что-то изменилось в лучшую сторону… Однако, экономическое положение в нашей стране не даёт повода для такого оптимизма. Кто виноват и что делать – эти известные наши вопросы по-прежнему висят в воздухе. Что касается ферментов в организмах различных народностей, то, наверное, не стоит углубляться в биохимические тонкости. Возможно, это действительно миф или одно из спорных мнений. Лично мне про эти ферменты рассказывали достаточно авторитетные специалисты в области физиологии человека. Я своими глазами видел националов, падающих от 50 граммов водки и с похмелья превращающихся в животных, не имеющих человеческого достоинства. Поножовщина и стрельба друг в друга – обычное дело, именно поэтому алкоголь там под категорическим запретом. Это бич всех национальных посёлков. В своё время, перед посадкой в вертолёт, летящий в тундровые посёлки и фактории, всю водку и спирт изымали при досмотре. Чтобы не спаивали местное население! Вот как-то так. Тема это сложная и тяжёлая, и писать об этом можно очень много…
31 янв 2017 12:09
Уважаемые мужчины! Меня искренне восхищает ваше неравнодушие и желание разобраться в причинах и следствиях вымирания этого малого народа. Вы абсолютно правы, поскольку каждый народ может оказаться в таком положении, а учитывая демографический кризис в России , мы тоже.
Я согласна с Александром в том , что советская власть не истребляла долган напрямую. Она только взяла под контроль их земли , взамен наделив благами цивилизации, которые привели к уничтожению самобытности этого народа и последующей зависимости них.Интересно, что будут делать эти люди, если Центр прекратит поставки? Я не отвергаю того , что цивилизация несёт плюсы, но она несёт и минусы. За всё надо платить... Не согласна с Александром в его исключительно положительной оценки действий советской власти. Хочу сказать , что нелюбимые вами англо-саксы тоже впоследствии делали резервации для индейцев, в которых их обучали грамоте, прививали христианство и приучали к благам цивилизации. Методы завоевания разные, а методы контроля и у наших и у саксов, по логике ,схожи. Думаю, что этот рассказ Игорь написал как художник и как философ. И мы увидели то , что увидел он. И это сильно задело. Несмотря на субъективность его взгляда, доверяю ему больше , чем диаграммам в интернете. А что касается влияния алкоголя, то тоже склонна верить в то что есть нации , которые не могут его воспринимать. Незря существует поговорка: "Что русскому хорошо, то немцу-смерть..." . Да простят меня немцы! Делай, что можешь и будь, что будет!
01 фев 2017 13:31
... Litva vas operedila V evrope Litva zanimaet 3 -e mesto a Rossija na 4 -m ! ( Eto po priniatiju alkogolia ( v litrach ) na duschu naselenija. ) . .. PS. A baschka bolit s utra ...u vsech odinakovo
Сообщений: 11
• Страница 1 из 1
Кто сейчас на сайтеСейчас этот форум просматривают: гости: 1 |